Галина Коньшина: «Мне несложно сделать пародию на Раневскую, но я этого не делаю...»
Галина Коньшина: «Мне несложно сделать пародию на Раневскую, но я этого не делаю…»

25 февраля 2019

Галина Коньшина. Это удивительно веселая и оптимистичная женщина. Встреча с ней — всегда праздник! Она никогда не опаздывает, но вечно торопится. Недаром друзья называют актрису «скороваркой». Удивительно, что при всей ее улыбчивости она играет в театре довольно серьезную роль — Фаины Раневской. Премьера спектакля «Насмешница Фаина» состоялась перед самым Новым годом. А пока мы расспросили актрису о том, насколько сложно ей было справиться с такой работой.

— «Трепет» — любимое слово Раневской. Фаина Георгиевна сожалела, что он ушел из театра, — рассказывает Галина. — Так вот я с трепетом подошла к этой роли. Прежде чем сыграть Раневскую, я сходила на Донское кладбище, где она похоронена. Пришла туда после генеральной репетиции с цветами. Поклонилась. Пообщалась с ней и попросила разрешения прикоснуться к ее образу.

— Это удивительно! Потому что далеко не каждый человек отправился бы вот так на кладбище… Вам это как-то помогло?

— Да, когда я нахожусь на сцене, то чувствую помощь Фаины Георгиевны, – подтверждает Коньшина. – Спектакль рассказывает о последнем месяце жизни великой артистки. У нее был непростой, одинокий закат. Мы играем трагикомедию. Мне несложно сделать пародию на Раневскую, но я этого не делаю… Эстрадные авторы пьесы придумали интригу, которая завораживает зрителя. Поначалу публика смеется, а в финале понимает, что этот смех грустный. Недаром спектакль называется «Насмешница Фаина». Режиссер постановки – математик и психолог по первому образованию Лев Шимелов. Он никого, кроме меня, в этой роли не видит.

— Роль Фаины Георгиевны исполняли и другие актрисы. Какая ваша Раневская?

— Наша постановка наполнена духовностью. Лет пять тому назад мне уже предлагали сыграть Раневскую авторы другой пьесы. Мы репетировали параллельно с Людмилой Максаковой, которую тоже пробовали на эту роль. Мне не понравились намеки на нетрадиционную ориентацию Фаины Георгиевны. И тогда я от роли категорически отказалась. Сейчас в основе – беседа Раневской с Натальей Крымовой, которая состоялась незадолго до ухода великой артистки. Фаина там такая нежная и ранимая. Моя партнерша – молодая талантливая актриса Янина Мелехова. Мы замечательно сработались.

— Вы видели Фаину Георгиевну в жизни?

— Да, в спектаклях «Дальше – тишина» и «Шторм». В последнем она играла свою знаменитую Маньку-спекулянтку. Когда сцена с ней заканчивалась, зрители уходили из театра. Посмотрели Раневскую – и до свидания. Потом худрук Завадский убрал ее из спектакля… Вы будете удивлены, но я жила во дворике Театра Моссовета, где служила Раневская. Разумеется, я ее видела. Многие ее реплики и манеру поведения запомнила на всю жизнь. С позволения Фаины Георгиевны смело их ввожу в наш спектакль. Надеюсь, всё состоится… с Божьей помощью.


В материале использовано интервью Г.Коньшиной обозревателю журнала «Собеседник» М.Саид Шах.